Детская среда и развивающие материалы: рекомендации

28 апреля 2014 Развивающие игры и игрушки для детей Комментариев нет

Всем привет! В предыдущей статье по сенсорному развитию были рассмотрены различные материалы. Теперь имеет смысл объяснить, как этими материалами правильно пользоваться, как сформировать детскую среду. Рекомендации также любезно предоставила нам Надежда Ганьшина — педагог по раннему развитию.

Рекомендации по детской среде и наилучшему её восприятию:

  • Каждый материал должен иметь своё назначение. Вы должны понимать для чего он, и это поможет вам выбрать наилучший материал для своего ребенка.
  • Каждый материал должен обладать только одним основным свойством для восприятия, если это возможно. Это поможет ребенку быстрее и глубже его понять или освоить.

Например:

Если основная задача — вылавливать и перекладывать мячики из одной миски в другую, то мячики должны быть одного цвета, и во время действий или показа необходимо соблюдать тишину. Пояснять действия можно только тогда, когда ребенок освоится в выполняемых действиях. При этом он быстро запомнит новые понятия и названия, т.к. хорошо с ними знаком, теперь он будет знать, как они называются. Пояснения должны быть краткими и четкими.

Постарайтесь избавиться от уменьшительно-ласкательных названий и других интерпретаций, говорите без «сюсюканья», это может ребёнку скорее вас понять. Если вы сегодня дали этому предмету одно название, завтра оно не должно быть другим.  Закрепляйте введенные понятия в повседневной жизни.

detskaya-sreda-i-razvivayushhie-materialy

  • Огромное значение имеет то, КАК вы преподнесёте ребёнку новую вещь. Уберите всё, что может отвлечь внимание ребенка. Скажите ему: «Сейчас я покажу тебе кое-что интересное». Принесите новый материал. Назовите его. Показывайте, как работать с игрушкой находясь с правой стороны от ребёнка. Выполняйте все действия медленно, четко, последовательно, без лишних движений.

detskaya-sreda

Выполняйте действия самостоятельно, пока ребенок не захочет сам выполнить эти действия. Помогайте ребёнку, в том, что он не может сделать сам. Показывайте пальцем на последующие действия, если ребенок замешкался. Не отказывайте ребёнку в удовольствии изучить предметы. В основном они это делают ртом, т.к. язык и губы самые развитые органы у детей. Они их постоянно тренируют , упражняясь с маминой грудью и соской.

razvivayushhie-materialy

  • Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему сейчас не интересно. Ваша задача показать. Интерес может возникнуть через час, завтра или через 2 месяца.  Демонстрируйте периодически материал и когда-нибудь малыш до него «созреет». Если ребенок увлёкся материалом, а затем прекратил занятие, предложить ему продолжить можно только в том случае, если ребёнка что-то отвлекло.
  • Не форсируйте события. Не предлагайте ребёнку материалы, до которых он ещё не дорос. Он может не проявить к нему интерес в дальнейшем, т.к. сейчас уже наткнулся на неудачу и просто его не понял. И ваше недовольство тоже отразится на нем не лучшим образом.

Каждая мама радуется, когда у малыша что-то получается. Для нас важен быстрый результат. Но для детского развития важен процесс, и чем дольше ребенок манипулирует с одним материалом, изучая его или пробуя что-то выполнить, тем лучше. Тем прочнее сформируются нейронные связи, закрепятся знания или сформируется навык, и ребёнок без проблем сможет применить их в других условиях.

  • Организуйте специальное место, где будут храниться развивающие материалы. Те материалы, с которыми ребёнок может заниматься самостоятельно, должны находиться для ребёнка в открытом доступе и быть на виду.  Если материал требует вашей помощи, доставайте его, когда будете готовы побыть рядом и оказать малышу помощь.
  • Все дети любят порядок, он им просто необходим для формирования четкой картины мира. И если материалы разбросаны, перемешаны, то ребёнок перестает их воспринимать, они теряют для него ценность. С 1,5 лет ребенок стремится положить вещь обратно на место, где он ее взял, и радуется, если находит ее на привычном месте. Ребенок испытывает потребность  закончить любое действие — закрыть воду после мытья рук, отнести тарелку в раковину после обеда, закрыть за собой дверь. В этом возрасте порядок дает детям чувство безопасности. Есть три вида порядка — порядок во времени (определенный режим дня), порядок во взаимоотношениях (последовательность действий со стороны взрослого) и порядок в пространстве (у каждой вещи — свое место).

Для лучшего восприятия материалов следите, чтобы они всегда были готовы для манипуляций: на своём месте, ничего не потеряно и аккуратненько лежит. Сделайте так, чтобы материал зазывал к себе.razvivayushhie-materialy-rekomendacii

Пока ребёнок маленький он не может убирать за собой. Делайте это за него медленно и постепенно, чтобы ребёнок смог проследить. Приучайте малыша брать один материал, а затем ставить его на место. В дальнейшем, спрашивайте, куда поставить этот материал, он будет указывать вам рукой или подходить к нужному месту. Или подойдите к нужному месту с материалом и спросите: «Сюда поставим ….», а малыш вам кивнет. В дальнейшем он будет выхватывать материал, чтобы самому поставить его на место.

Даже взрослый ребёнок не может убрать много разбросанных игрушек. Скажите ему «Пойдем, уберём игрушки вместе» или «Пойдём, я помогу тебе всё убрать». Если уборка не нравится ребёнку, постарайтесь внести в неё интерес. Скука не нравится никому.

  • Развитие детей характерно наличием сенситивных (чувствительных) периодов для  восприятия различной информации. Это проявляется в особом интересе к какому-то виду деятельности или предметам. В этот период ребенок с жадностью впитывает необходимые ему ощущения, знания и навыки. Маме нужно отслеживать интересы ребёнка и предоставлять материалы соответствующие его потребностям. Чем быстрее ребёнок удовлетворит эту потребность, тем быстрее, обогатившись, он перейдет к чему-то другому.

Например:  В определенное время всем детям нравится кидать предметы. Они с восторгом слушают, какие звуки издают разные предметы, разрабатывают крупную моторику руки в бросках с разными по тяжести, объёму и фактуре материалами.  Формируют причинно-следственные связи: сюда кинул (ух, как летит) – туда укатилось, а потом ещё мама достала и принесла обратно. Часто детям не хватает маминого внимания или эмоций, и это способ эти потребности удовлетворить. Пусть негативные, зато какие яркие.

В примере с киданием нужно организовать  коробку с предметами для бросания: мячики, тряпочки, коробочки, бутылочки. Можно устраивать целые салюты. И как только у ребёнка возникает желание что-то недозволенное кинуть, отводите его к этой коробке.

  • materialy-razvivayushhieИгрушек не должно быть много.  Для ребёнка 1 года на выбор предоставьте 6 материалов; для двухлетке – 10; для ребёнка 3-х лет – 15. Если вы заметили, что ребёнок не проявляет интереса к материалу, то уберите его, достаньте через месяц или через два. Материалы можно менять, каждые 2 недели выставляйте что-то новое или верните убранный материал. Дети радуются знакомой вещи и исследуют её по новому, т.к. за время её отсутствия они обогатились ощущениями и знаниями. А может это просто что-то родное, знакомое и понятное.

www.blogstork.ru

Добавить комментарий


*