Манипуляции с предметами. Раннее развитие по методике М.Монтессори
Цель манипуляций: развитие концентрации внимания, координации движений, мелкой моторики, а также формирование причинно-следственных связей.
- Опускание
- Опускание предметов в отверстие (с 4-8 месяцев). Можно использовать любые шарики или мячики (лучше круглая или цилиндрическая форма) в коробки, банки, корзинки, пластиковые бутылки с широким горлышком. Отличным материалом являются каштаны, которые можно насобирать в парках.
- «Шарогон» — детская игра с движущимся шариком формирует причинно-следственную связь: сюда положил — отсюда выкатился. Можно начать с простого (с одним шариком), затем усложнить. Малышу должно быть видно, как катится шар. (с 8-10 месяцев).
- Коробочка с шаром (с 8-10 месяцев). В коробке должно быть отверстие, куда шарик необходимо опустить, а также отверстие сбоку, откуда он должен выкатится. Не обязательно деревянная, можно сделать самостоятельно из картона.
- 2. Пересыпание
- Рукой и из емкости в емкость (подойдут манка, горох, фасоль).
- Ложкой из емкости в емкость (также подойдут горох, фасоль).
- 3.Переливание.
Дома удобнее всего использовать ванну. Есть даже специальные мельницы для переливания, но можно обойтись и обычной лейкой и несколькими мисками.
- 4. Проталкивание
- Проталкивание (опускание) пуговиц, монет, пластиковых карт в коробки, банки (с 10 месяцев).
- Коробочка с вязаным шариком (с 11-12 месяцев)
- Отверстие для проталкивания: сверху, сбоку (с 11-12 месяцев)
- Возвращающиеся кольца (с 9 месяцев)
- Скользящие мягкие шарики (с 12 месяцев)
- 5. Нанизывание
- Нанизывание колец на вертикальный штырь (с 8 месяцев). Можно использовать кольца для штор.
- 6. Простое вкладывание — перевернуть, чтобы вынуть.
- Кубик, шар, овойд (яйцо) (с 8 месяцев)
- 7. Вращение запястья
- Соединённые диски (с 3 месяцев)
- Ловля рыбок (с 9 месяцев)
- Стучалка (с 9 месяцев)
- Игра с соленым тестом
Первые книги для малышей
Книги лучше подбирать с картинками, которые будут максимально похожи на настоящих зверей, мебель и т.д. Лучше всего если картинка будет на белом фоне, без большого количества ярких хаотичных деталей. Начинать целесообразнее с книжек про животных (с фотографиями). Можно называть животное, и как оно говорит. Затем части тела, еда, мебель, одежда, посуда и т.д. В дальнейшем поясняйте: это мяч и вот у тебя лежит мяч. Потом можно просить принести или показать, где находится в доме тот или иной предмет. Если предмет издает звуки, то необходимо пояснить. Например: «Кач-кач», «ту-ту», «топ-топ». Некоторые звуки можно придумать самим.
Как альтернативу или дополнение можно использовать карточки. Карточки обычно сделаны с хорошими фотографиями, с более полной и точной классификацией. С карточками можно играть: «Найди …?», «Кто пропал?»…
В дополнение к животным, хорошо бы иметь фигурки животных.
Также можно читать книги с ладушками или простыми стишками, с реалистичными картинками.
Автор статьи — Надежда Ганьшина (специалист по раннему развитию, Монтессори-педагог).