Подготовленная Монтессори-среда

31 июля 2014 Развивающие игры и игрушки для детей Комментариев нет

А мы продолжаем публиковать статьи педагога по развитию Надежды Ганьшиной. Сегодня статья о Монтессори-среде.

Любому живому организму нужны определенные условия в окружающей среде, для того чтобы развиваться. Чем проще организм, тем меньше условий ему требуется. Растениям достаточно воздуха, почвы, влаги и солнечного света. А человеческому ребёнку, наделённому «восприимчивым богоподобным разумом», требуется гораздо более сложное окружение, чтобы выявить свой потенциал. Ему необходимо не только то, что удовлетворяет его растительные и животные потребности, но и то, что необходимо для его интеллектуального, морального, социального и духовного развития.

Мария Монтессори стала первым учёным, разработавшим для детей такую развивающую среду, в которой ребёнок не только учится, а получает радость от познания. Монтессори-среда побуждает активность ребёнка, помогает создать систему представлений о мире, питает его ум и душу.

Основа подготовленной среды в группах Монтессори – это специальный дидактический материал, который учитывает все особенности развития детского организма. Подробнее о рекомендациях можно почитать еще в этой статье — Детская среда и развивающие материалы: рекомендации.

Цель подготовленной среды – сделать ребёнка максимально независимым от взрослого. А именно: позволить ему делать всё самому – жить своей собственной жизнью, увеличивая свою активность. Здесь ребёнок всё увереннее управляет своей жизнью, шаг за шагом всё увереннее осознавая свои силы. Среда помогает ребёнку достичь совершенства своими собственными силами.

Но только упорядоченная и правильно организованная среда служит саморазвитию ребёнка. Материал должен содержать возможности для развития ребёнка, для подъема его на такую высоту собственных маленьких открытий и преодоления трудностей, которые только и могут принести истинное счастье.

Образ жизни в детской группе, отношения в ней, эмоциональные реакции определяют жизнь ребёнка во многих аспектах, поэтому среда в Монтессори-группе может помогать или мешать созданию условий для развития ребёнка. Поэтому очень важно учитывать все особенности подготовки Монтессори-среды.

Montessori-sreda

Запас созидательной внутренней энергии ребёнка ограничен, поэтому в среде должны находиться только те вещи, которые помогают развитию. Все предметы, которые не относятся к делу или мешают ребёнку, должны быть убраны из окружения детей. Также важно не переборщить с материалом и не искажать его, чтобы не изменилось его назначение, как прямое, так и косвенное.

Итак, перейдём к структуре Монтессори класса. Комната разделена на зоны: Практическая, Сенсорная, Язык и Математика. Во многих школах существуют ещё 2 зоны: Космическая и Творчество. Все зоны и упражнения в них взаимосвязаны. Здесь действует принцип последовательности. Это исключает возможность неудачи при выполнении упражнения. Например, штанги, Розовая башня и лестница подготавливают детей к изучению чисел.

Каждый ребёнок в Монтессори-среде занимается исходя из своего внутреннего ритма. Это означает, что детей не заставляют осваивать какой-то материал к определённому времени. Ребята занимаются только с тем материалом, к которому они готовы. Если ребёнок устал, он сможет отдохнуть, если проголодался — покушать в любое время ему тоже будет позволено.

С первого взгляда может показаться, что дети предоставлены сами себе и могут делать всё что захотят. Но это не так. В Монтессори-классе существуют определённые порядки, за которыми следит хорошо подготовленная и доброжелательная наставница. Она всегда поблизости и готова направить, помочь и поддержать в каждую минуту. Задача педагога – установить точку контакта между окружением и разумом ребёнка.

Ребёнку, чтобы развиваться должным образом, необходимо спокойствие, упорядоченное окружение и правильная пища для ума.

Свобода ребёнка поощряется и поэтому с практической точки зрения среда должна быть безопасной. Этот факт нисколько не ограничивает познание ребёнком окружающей среды. Он пользуется ножом, но этот нож не очень острый и с закругленным концом. Он пользуется утюгом, но утюг работает не в обжигающем, а тёплом режиме.

Монтессори-класс должен быть не только безопасным, но и красивым и удобным. Красивые занавески, золотые бусины для десятичной системы исчисления, 63 различных оттенков цветных табличек. Повсюду яркие и гармонично сочетающиеся цвета; всё сияет безупречным вкусом и красотой. По словам доктора Монтессори, ребёнок после рождения становится «духовным эмбрионом». У ребенка должны сформироваться не только внимание, память и др. функции составляющие интеллект, — его необходимо приобщить к человеческой культуре. Например, можно использовать национальные подносы, коробочки и чашечки с узорами. Посуда, салфетки, полотенца, мебель – всё может отражать национальный характер среды. В некоторых Монтессори-школах создаются специальные уголки, где дети знакомятся с культурой других стран. Уважение к национальным праздникам, народное творчество – всё это способствует впитыванию ребёнком человеческой культуры.

Не стоит забывать, что Монтессори-среда – это место для детей. Всё должно быть удобным и практичным. Маленькие и легкие столики, низкие полочки и дверные ручки. Всё должно быть адаптировано для маленьких ребят, чтобы не стеснять их в познании себя и окружающего мира.

Ещё одной отличительной чертой Монтессори-класса является порядок. Малыши получают большое удовольствие от способности находить вещи и возвращать их на место. Между детьми и их упорядоченным окружением устанавливаются взаимополезные отношения. Напротив, отсутствие порядка, может помешать созидательной работе малыша, повлиять на его эмоциональное и физическое состояние. Например, ребёнок заинтересовался материалом по сопоставлению бусин и чисел. Это довольно увлекательное, продолжительное и сложное упражнение. И вдруг в середине процесса он обнаруживает, что отсутствует несколько карточек с числами. В результате концентрация нарушается, на пути воли ребёнка возникает препятствие, энергия рассеивается и направляется в бесплодное, а быть может, и беспокойное русло.

Порядок существует и внутри каждого материала. Так в Розовой башне 10 кубиков, каждый из которых больше предыдущего ровно на 1 см. Располагать их нужно в определённой последовательности в зависимости от их размера. И неожиданно дети интуитивно понимают принцип порядка, скрытого в каждом предмете, и в результате их внимание концентрируется не на отдельной части материала, а на её связи с остальными частями в составе целого.

Чтобы среда приносила максимальную пользу М. Монтессори рекомендует группы от 20 до 40 человек, с пребыванием в среде временными промежутками по 3 часа.

____________________________________________________________________________

Напишу пару слов — мое мнение. Конечно, сделать такую среду дома в отдельной комнате — это круто, но мы, как и многие мои друзья-знакомые, пока отдельными комнатами для ребенка не располагаем, хотя планируем делать перестановку и организацию «детской». Для совсем малыша можно сделать отдельный уголок с его игрушками и материалами. Тем не менее, не зависимо от того, как и когда мы сделаем ему комнату, все равно мы будем ходить на такие развивающие занятия в Монтессори-классах. Правда, вот 20-40 человек не многовато ли?

www.blogstork.ru

Добавить комментарий


*